ЗНАТЬ ПРАВО, СЛУЖИТЬ ПРАВУ, ЗАЩИЩАТЬ ПРАВО!

 Нарушение патентных прав. Как получить доказательства размера убытков.

 

В настоящее время нарушений в области патентного права с каждым годом становится все больше и, соответственно, исков о защите исключительных прав суды рассматривают достаточное количество. При этом, очень часто пройдя неимоверно тернистый путь от момента подачи искового заявления и до получения решения об удовлетворении исковых требований, правообладатель тратит не один год. К примеру, одно из данной категории дел, в котором мне пришлось выступать представителем обладателя патента на полезную модель, длилось более трех лет. За этот период мы дважды прошли первую, вторую и кассационную инстанции. Не буду подробно останавливаться на тех нестыковках в понимании и применении арбитражными судами норм закона, указаний ВАС и сложившейся судебной практики, но остановлюсь на следующей после удовлетворения иска стадии, которая непременно наступает после того, как улягутся радостные эмоции от победы у истца (и только!) ибо представитель догадывается, что сделано еще только половина дела и предстоит самая сложная ступень в защите прав его доверителя. Речь идет о возмещении убытков, причиненных незаконным использованием патента. С применением норм материального права более или менее понятно. Это, несомненно, деликтное обязательство, регулируемое главой 25 ГК РФ с применением ст.15 ГК РФ. Статья 393 ГК указывает, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и п.2 этой статьи отсылает нас к статье 15 настоящего Кодекса. П. 3 ст.393 определяет, что если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения. В свою очередь, п. 2 ст.15 ГК установив, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода), указывает, что если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Именно эта норма играет важную роль в определении размера убытков в форме именно упущенной выгоды, так как, как правило, нарушители патентов сами производят определенную патентом продукцию и реализуют ее, получая при этом доход.

Сложность на этой стадии состоит в представлении доказательств размера полученного должником дохода. Даже если арбитражный суд по ходатайству истца и может затребовать, в соответствии со ст.66 АПК РФ от ответчика какие-либо документы указанного свойства (накладные, счета фактуры и пр.)., то это может быть практически реализовано лишь в судебном заседании, которое, как известно, состоится лишь после возбуждения производства, а, стало быть, после подачи иска с приложением подтверждающих документов (п. 3 ст.126 АПК), которых у нас нет.

Выход, на мой взгляд, может быть только в подаче заявления в следственный комитет о возбуждении уголовного дела по признакам ст.147 УК РФ и на стадии проверки ознакомиться с документами о реализации контрафакта и снять с них копии. Именно по такому пути мы и пошли. К чести следователей, уголовное дело возбудили.

Об особенностях следствия читайте в разделе «Уголовное право».